Паркер, Алан

Паркер, Алан
(Parker, Alan)
   Английский режиссер, писатель, сценарист. С 1978 по 1996 гг. работал в Америке. Родился 14 февраля 1944 г. в лондонском рабочем районе Айслингтон в семье кокни. В 11-летнем возрасте получил стипендию, позволившую ему посещать частную школу. Однако продолжить образование не смог из-за материальных трудностей. "Воспитанный отцом в социалистических традициях", до сих пор придерживается левых взглядов, часто выступая с критикой британского консерватизма.
   В 16-летнем возрасте стал работать посыльным в рекламной компании.Довольно быстро вошел в курс дела рекламного бизнеса, зарекомендовав себя хорошим сценаристом. В начале 70-х годов вместе с продюсером Аланом Маршаллом организовал рекламную компанию по производству фильмов для телевидения.Снял две короткометражки "Наша Сисси"и "Следы", а также телефильмы "Не надо сильных чувств" и "Эвакуированные", рассказывающий о судьбе двух еврейских детей , во время второй мировой войны оказавшихся в Манчестере. Фильм получил премию Британской академии и американскую "Эмми". В 1976 г. поставил киномюзикл "Багси Мэлоун", оригинальность которого состояла в том, что роли героев-гангстеров исполняли дети, среди которых была и будущая звезда Джоди Фостер. Паркер не скрывает, что активное участие в разработке замысла принимали четверо его детей. Необычное актерское решение привлекло к фильму всеобщее внимание.
   Мюзикл — любимый жанр Паркера. Но в отличие от профессиональных хореографов ему не удалось создать собственного художественного стиля. Работая в рекламе, Паркер снял несколько музыкальных видеоклипов, однако попытка перенести их эстетику на большой экран не увенчалась успехом.Так, в ленте "Пинк Флойд — Стена" много интересных пластических образов, кинематографических трансформаций, например, показывающих превращение женщины в орхидею или человека в лист дерева, но как целое фильм не существует, распадаясь на ряд самостоятельных фрагментов. Наиболее удачными в творчества Паркера являются те произведения, в которых он идет от судеб людей, тесно связанных с миром музыки, как например, "Слава" и "Коммитментс". Для съемок первого Паркер привлек студентов Высшей школы исполнительских искусств в Манхеттене. С их помощью ему удалось показать трудный, до кровавых мозолей труд, превращающий молодых людей в настоящих артистов. Его заслуга как режиссера состояла не только в том, что он сумел выжать из своих исполнителей максимум возможного, но и создал живую и увлекательную танцевальную канву действия. Фильм "Коммитментс" Паркер снимал в Ирландии, посвятив его группе молодежи, прославившейся исполнением негритянских духовных песнопений. Все двенадцать исполнителей принадлежали к дублинской рабочей молодежи. Этим прежде всего и объясняются свежесть и естественность фильма.
   Вершиной музыкального направления в творчестве Паркера явилась лента "Эвита". Более 10 лет шли переговоры об экранизации популярной рок-оперы. Поразительно, что за эти годы Паркер не утратил к ней интереса. Изображение народных масс, из гущи которых вышла знаменитая Эвита Перон, поражает динамизмом, свежестью и размахом. Это — не обезличенная толпа рвущихся в бой людей. Ее страстные и порой противоречивые порывы виртуозно воплощаются в поведении расказчика Че, талантливо исполненного испанским актером Бандерасом. Вполне на уровне оказалась и певица Мадонна, создавшая запоминающийся образ героини аргентинского народа.
   Музыкальный фильм является главной, но далеко не единственной сферой реализации творческих интересов Паркера. Он работает в разных жанрах. Фильмом, впервые привлекшим внимание к личности английского режиссера, стал "Полуночный экспресс", его первый опыт работы в американском кино. Успех, выпавший на его долю, может быть сопоставим только с успехом "Эвиты", и объяснялся он тем, что в основу была положена реальная и к тому же широко освещавшаяся в прессе история американского студента Билли Хайеса, попавшего в турецкую тюрьму за употребление гашиша. Там он подвергся страшным унижениям, однако сумел выстоять и не утратить воли к жизни. Ситуация изоляции и внутренних мучений исследуется и в ленте "Птаха". В центре нее — два ветерана вьетнамской войны. Один (Н. Кейдж) прошел ее без последствий, другой — из-за тяжелой травмы головы чувствует себя птицей, что находит отражение и во внешнем облике этого постоянно нахохлившегося персонажа со скрюченными пальцами ног. Эл пытается вернуть друга к нормальной жизни и в конце концов добивается его исцеления. Паркер придумал необычное изобразительное решение, показывая многие события сверху, как бы с точки зрения птицы, парящей над землей.
   Паркер, неоднократно подчеркивал, что является английским режиссером, временно работающим в Америке. Однако это не помешало ему во всех тонкостях овладеть голливудской эстетикой, о чем свидетельствуют фильмы "Сердце Ангела" и "Миссисипи в огне". Многие критики считают "Сердце Ангела" лучшим фильмом Паркера. Действительно, этот мистический триллер, повествующий о нравственном падении детектива Гарри Энгела (М. Рурк), превратившегося в покорного исполнителя дьявольской воли, производит сильное впечатление. Любопытно, что Паркер не удовлетворился романом У. Хьортсберга, по которому снят фильм, и основательно домыслил его, перенеся действия из Нью-Йорка в Новый Орлеан, где процветают мистические ритуалы, связанные с культом вуду. Впечатление от фильма объясняется не только его необычным изобразительным решением, но и актерским ансамблем, построенным вокруг Роберта Де Ниро в роли Люцифера из Гарлема и Микки Рурка, сыгравшего спившегося детектива Энгела.
   Последовавший вслед за "Сердцем Ангела" фильм "Миссисипи в огне" также был снят на юге Америки. Хотя ситуация с правами черных американцев сейчас вполне благополучна, регулярно появляются фильмы "пылающего креста и белого балахона". В 90-е гг. заметным явлением стала картина "Время убивать" Д. Шумахера, в 80-е гг. — "Миссисипи в огне", чуть старомодный, но крепкий фильм с Д. Хэкменом в главной роли.
   Творческая биография Паркера развивается неровно, за подъемами, как правило, следует спад- После "Миссисипи в огне" он снял два посредственных фильма — "Приходи посмотреть на рай" и "Дорога на Уэллвилл". Причем последний можно назвать самым неудачным в творческой биографии режиссера. Он никогда не скрывал своей неприязни к высшему обществу. Ему, урожденному кокни, не раз давали понять, кто он есть на самом деле. Однако пародия на богатых бездельников, занятых излечением несуществующих болезней, получилась неоправданно злой.
   В 1997 г. Паркер вернулся в Англию, чтобы возглавить Британский киноинститут , который не раз критиковал в прошлом за его элитарный характер. Его цель — повернуть БКИ к английскому кино.
   Паркер написал две детские книги "Лужа под дождем" и "Зайцы в воротах", а также опубликовал книгу "Дневник кинорежиссера".
   Г. Краснова
   Фильмография:
   в Англии:
   ◘ к/м "Наша Сисси" (Our Cissy), к/м "Следы" (Footsteps), 1973;
   ◘ т/ф "Не надо сильных чувств" (No Hard Feelings), 1974;
   ◘ т/ф "Эвакуированные" (The Evacuees), 1975;
   ◘ "Багси Мэлоун" (Bugsy Malone), 1976;
   в США:
   ◘ "Полуночный экспресс" (Midnight Express), 1978;
   ◘ "Слава" (Fame), 1980;
   ◘ "Иди на обман" (Shoot the Moon), "Пинк Флойд - Стена" (Pink Floyd - The Wall), 1982;
   ◘ "Птаха" (Birdy), 1934;
   ◘ т/ф "Путеводитель no британскому кино для тупоголовых" (A Turnip Head's Guide to the British Cinema), 1986;
   ◘ "Сердце Ангела" (Angel Heart), 1986;
   ◘ "Миссисипи в огне" (Mississippi Burning), 1989;
   ◘ "Приходи посмотреть на рай" (Come See the Paradise) 1990;
   ◘ "Коммитментс" (The Commitments), 1991;
   ◘ "Дорога на Уэллвилл" (Road to Wellville), 1994;
   ◘ "Эвита" (Evito), 1997;
   ◘ "Прах Анджелы" (Angela's Ashes), 1999.
   Сочинения: "Puddles in the Rain", 1977; "Hares in the Gate", 1983; "A Filmmaker's Diary", 1984
   Библиография: Дроздова M. Рассказчик на два этажа //Советский экран. 1990. N 18; Кудрявцев С. Паркер-режиссер //Искусство кино. 1991. N 2; Краснова Г. Прощай, старый мюзикл!: В сб. "Смех, жалость и ужас" М. 1994.; Сиривля Н. Комедия цивилизации //Искусство кино. 1995. N 7; Даврентьев С. Везунчик Паркер путешествует во времени //ТВ Парк. 1996. N 4; Гладильщиков Ю. Хочу мачо //Итоги. 1997. N 4; Horfon A Britain's Angry Young Man in Hollywood //Cineaste. 1986. N 2 , Roth P. Angel Heart //Cinema. 1987. N 9; Smith G. Mississippi'Gombler //Rim Comment. 1988. Dec; French S. Parker's Brand //Sight & Sound. 1989. N 2; Halberstain D. Mississippi Burning //Premiere (USA). 1989. Feb; Stivers C. Making "Commitments" //Premiere (USA), 1991. Sep; BruzzS. The Look of Evita //Sight & Sound. 1997. Jan; James N. The Thought ol Chairman Alan //Sight & Sound. 1997 Nov.

Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. . 2002.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Паркер, Алан" в других словарях:

  • Паркер Алан — (Parker) (р. 1944), английский кинорежиссёр. Фильмы: «Багси Мелоун» (1978), «Полуночный экспресс» (1978), «Слава» (1980), «Пойти на обман» (1981), «Пинк Флойд  Стена» (1982), «Бёрди» (1984), «Сердце ангела» (1987), «Миссисипи в огне» (1988),… …   Энциклопедический словарь

  • Паркер, Алан — Алан Паркер Alan Parker Имя при рождении …   Википедия

  • Паркер Алан — Алан Паркер Alan Parker Имя при рождении: Алан Уильям Паркер Дата рождения: 14 февраля 1944 …   Википедия

  • ПАРКЕР Алан — ПАРКЕР (Parker) Алан (р. 14. 02. 1944), англо американский кинорежиссер. Родился в Лондоне. Из рекламного бюро пришел на телевидение, где также занимался рекламой. Снял несколько короткометражек. Первый полнометражный фильм «Багси Мэлоун» (Bugsy… …   Энциклопедия кино

  • Паркер Алан — (р. 1944), английский кинорежиссёр. Фильмы: «Багси Мелоун» (1978), «Полуночный экспресс» (1978), «Слава» (1980), «Пойти на обман» (1981), «Пинк Флойд — Стена» (1982), «Птичка» (1984), «Миссисипи в огне» (1988), «Приди и рай узришь» (1990)… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Паркер — (англ. Parker)  английская фамилия. Известные носители: Паркер, Алан (р. 1944)  британский кинорежиссёр Паркер, Андреа (р. 1970)  американская актриса, известная по телесериалам «Притворщик» и «Клава, давай!» Паркер …   Википедия

  • ПАРКЕР (Parker) Алан — (р. 1944) английский кинорежиссер, американский сценарист и режиссер. Родился в Англии. Дебютировал своеобразным фильмом Багси Мэлоун (1976), стилизацией гангстерского боевика с детьми актерами. Первой значительной работой стал Полуночный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Паркер, Скотт — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Паркер. Скотт Паркер …   Википедия

  • Паркер А. — ПÁРКЕР (Parker) Алан (р. 1944), англ. кинорежиссёр. Ф.: Багси Мелоун (1978), Полуночный экспресс (1978), Слава (1980), Пойти на обман (1981), Пинк Флойд – Стена (1982), Птичка (1984), Миссисипи в огне (1988), Приди и рай узришь (1990) и др …   Биографический словарь

  • Рудольф, Алан — Алан Рудольф Alan Rudolph На 44 м кинофестивале в Карло …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»