- Паркер, Алан
- (Parker, Alan)Английский режиссер, писатель, сценарист. С 1978 по 1996 гг. работал в Америке. Родился 14 февраля 1944 г. в лондонском рабочем районе Айслингтон в семье кокни. В 11-летнем возрасте получил стипендию, позволившую ему посещать частную школу. Однако продолжить образование не смог из-за материальных трудностей. "Воспитанный отцом в социалистических традициях", до сих пор придерживается левых взглядов, часто выступая с критикой британского консерватизма.В 16-летнем возрасте стал работать посыльным в рекламной компании.Довольно быстро вошел в курс дела рекламного бизнеса, зарекомендовав себя хорошим сценаристом. В начале 70-х годов вместе с продюсером Аланом Маршаллом организовал рекламную компанию по производству фильмов для телевидения.Снял две короткометражки "Наша Сисси"и "Следы", а также телефильмы "Не надо сильных чувств" и "Эвакуированные", рассказывающий о судьбе двух еврейских детей , во время второй мировой войны оказавшихся в Манчестере. Фильм получил премию Британской академии и американскую "Эмми". В 1976 г. поставил киномюзикл "Багси Мэлоун", оригинальность которого состояла в том, что роли героев-гангстеров исполняли дети, среди которых была и будущая звезда Джоди Фостер. Паркер не скрывает, что активное участие в разработке замысла принимали четверо его детей. Необычное актерское решение привлекло к фильму всеобщее внимание.Мюзикл — любимый жанр Паркера. Но в отличие от профессиональных хореографов ему не удалось создать собственного художественного стиля. Работая в рекламе, Паркер снял несколько музыкальных видеоклипов, однако попытка перенести их эстетику на большой экран не увенчалась успехом.Так, в ленте "Пинк Флойд — Стена" много интересных пластических образов, кинематографических трансформаций, например, показывающих превращение женщины в орхидею или человека в лист дерева, но как целое фильм не существует, распадаясь на ряд самостоятельных фрагментов. Наиболее удачными в творчества Паркера являются те произведения, в которых он идет от судеб людей, тесно связанных с миром музыки, как например, "Слава" и "Коммитментс". Для съемок первого Паркер привлек студентов Высшей школы исполнительских искусств в Манхеттене. С их помощью ему удалось показать трудный, до кровавых мозолей труд, превращающий молодых людей в настоящих артистов. Его заслуга как режиссера состояла не только в том, что он сумел выжать из своих исполнителей максимум возможного, но и создал живую и увлекательную танцевальную канву действия. Фильм "Коммитментс" Паркер снимал в Ирландии, посвятив его группе молодежи, прославившейся исполнением негритянских духовных песнопений. Все двенадцать исполнителей принадлежали к дублинской рабочей молодежи. Этим прежде всего и объясняются свежесть и естественность фильма.Вершиной музыкального направления в творчестве Паркера явилась лента "Эвита". Более 10 лет шли переговоры об экранизации популярной рок-оперы. Поразительно, что за эти годы Паркер не утратил к ней интереса. Изображение народных масс, из гущи которых вышла знаменитая Эвита Перон, поражает динамизмом, свежестью и размахом. Это — не обезличенная толпа рвущихся в бой людей. Ее страстные и порой противоречивые порывы виртуозно воплощаются в поведении расказчика Че, талантливо исполненного испанским актером Бандерасом. Вполне на уровне оказалась и певица Мадонна, создавшая запоминающийся образ героини аргентинского народа.Музыкальный фильм является главной, но далеко не единственной сферой реализации творческих интересов Паркера. Он работает в разных жанрах. Фильмом, впервые привлекшим внимание к личности английского режиссера, стал "Полуночный экспресс", его первый опыт работы в американском кино. Успех, выпавший на его долю, может быть сопоставим только с успехом "Эвиты", и объяснялся он тем, что в основу была положена реальная и к тому же широко освещавшаяся в прессе история американского студента Билли Хайеса, попавшего в турецкую тюрьму за употребление гашиша. Там он подвергся страшным унижениям, однако сумел выстоять и не утратить воли к жизни. Ситуация изоляции и внутренних мучений исследуется и в ленте "Птаха". В центре нее — два ветерана вьетнамской войны. Один (Н. Кейдж) прошел ее без последствий, другой — из-за тяжелой травмы головы чувствует себя птицей, что находит отражение и во внешнем облике этого постоянно нахохлившегося персонажа со скрюченными пальцами ног. Эл пытается вернуть друга к нормальной жизни и в конце концов добивается его исцеления. Паркер придумал необычное изобразительное решение, показывая многие события сверху, как бы с точки зрения птицы, парящей над землей.Паркер, неоднократно подчеркивал, что является английским режиссером, временно работающим в Америке. Однако это не помешало ему во всех тонкостях овладеть голливудской эстетикой, о чем свидетельствуют фильмы "Сердце Ангела" и "Миссисипи в огне". Многие критики считают "Сердце Ангела" лучшим фильмом Паркера. Действительно, этот мистический триллер, повествующий о нравственном падении детектива Гарри Энгела (М. Рурк), превратившегося в покорного исполнителя дьявольской воли, производит сильное впечатление. Любопытно, что Паркер не удовлетворился романом У. Хьортсберга, по которому снят фильм, и основательно домыслил его, перенеся действия из Нью-Йорка в Новый Орлеан, где процветают мистические ритуалы, связанные с культом вуду. Впечатление от фильма объясняется не только его необычным изобразительным решением, но и актерским ансамблем, построенным вокруг Роберта Де Ниро в роли Люцифера из Гарлема и Микки Рурка, сыгравшего спившегося детектива Энгела.Последовавший вслед за "Сердцем Ангела" фильм "Миссисипи в огне" также был снят на юге Америки. Хотя ситуация с правами черных американцев сейчас вполне благополучна, регулярно появляются фильмы "пылающего креста и белого балахона". В 90-е гг. заметным явлением стала картина "Время убивать" Д. Шумахера, в 80-е гг. — "Миссисипи в огне", чуть старомодный, но крепкий фильм с Д. Хэкменом в главной роли.Творческая биография Паркера развивается неровно, за подъемами, как правило, следует спад- После "Миссисипи в огне" он снял два посредственных фильма — "Приходи посмотреть на рай" и "Дорога на Уэллвилл". Причем последний можно назвать самым неудачным в творческой биографии режиссера. Он никогда не скрывал своей неприязни к высшему обществу. Ему, урожденному кокни, не раз давали понять, кто он есть на самом деле. Однако пародия на богатых бездельников, занятых излечением несуществующих болезней, получилась неоправданно злой.В 1997 г. Паркер вернулся в Англию, чтобы возглавить Британский киноинститут , который не раз критиковал в прошлом за его элитарный характер. Его цель — повернуть БКИ к английскому кино.Паркер написал две детские книги "Лужа под дождем" и "Зайцы в воротах", а также опубликовал книгу "Дневник кинорежиссера".Г. КрасноваФильмография:в Англии:◘ к/м "Наша Сисси" (Our Cissy), к/м "Следы" (Footsteps), 1973;◘ т/ф "Не надо сильных чувств" (No Hard Feelings), 1974;◘ т/ф "Эвакуированные" (The Evacuees), 1975;◘ "Багси Мэлоун" (Bugsy Malone), 1976;в США:◘ "Полуночный экспресс" (Midnight Express), 1978;◘ "Слава" (Fame), 1980;◘ "Иди на обман" (Shoot the Moon), "Пинк Флойд - Стена" (Pink Floyd - The Wall), 1982;◘ "Птаха" (Birdy), 1934;◘ т/ф "Путеводитель no британскому кино для тупоголовых" (A Turnip Head's Guide to the British Cinema), 1986;◘ "Сердце Ангела" (Angel Heart), 1986;◘ "Миссисипи в огне" (Mississippi Burning), 1989;◘ "Приходи посмотреть на рай" (Come See the Paradise) 1990;◘ "Коммитментс" (The Commitments), 1991;◘ "Дорога на Уэллвилл" (Road to Wellville), 1994;◘ "Эвита" (Evito), 1997;◘ "Прах Анджелы" (Angela's Ashes), 1999.Сочинения: "Puddles in the Rain", 1977; "Hares in the Gate", 1983; "A Filmmaker's Diary", 1984Библиография: Дроздова M. Рассказчик на два этажа //Советский экран. 1990. N 18; Кудрявцев С. Паркер-режиссер //Искусство кино. 1991. N 2; Краснова Г. Прощай, старый мюзикл!: В сб. "Смех, жалость и ужас" М. 1994.; Сиривля Н. Комедия цивилизации //Искусство кино. 1995. N 7; Даврентьев С. Везунчик Паркер путешествует во времени //ТВ Парк. 1996. N 4; Гладильщиков Ю. Хочу мачо //Итоги. 1997. N 4; Horfon A Britain's Angry Young Man in Hollywood //Cineaste. 1986. N 2 , Roth P. Angel Heart //Cinema. 1987. N 9; Smith G. Mississippi'Gombler //Rim Comment. 1988. Dec; French S. Parker's Brand //Sight & Sound. 1989. N 2; Halberstain D. Mississippi Burning //Premiere (USA). 1989. Feb; Stivers C. Making "Commitments" //Premiere (USA), 1991. Sep; BruzzS. The Look of Evita //Sight & Sound. 1997. Jan; James N. The Thought ol Chairman Alan //Sight & Sound. 1997 Nov.
Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. Т. Н. Ветрова, А. Н. Дорошевич, И. А. Звегинцева, Д. Л. Караваев, Е. Н. Карцева, Г. В. Краснова, М. Л. Теракопян, Т. С. Царапкина. 2002.